Вижу цель, не вижу препятствий.
Дорога в Выборгмены
(Триатлон-Половинка 20.07.2014г)
(Рассказ №11)
1. Путь воина триатлета

Триатлон. Это слово я узнал относительно недавно. То, из чего состоит этот спорт, было мне недоступно, кажется, еще вчера... Точка отсчета – май 2011г.


Исходные данные: В детстве никаким спортом не занимался, разве что шахматами.

1) Плавание. Я умею плавать только пляжным кролем. Максимальная дистанция без отдыха 300м (такую дистанцию смог одолеть только один раз).

2) Велоспорт. Как и все, с детства умел ездить на велосипеде. Но уже несколько лет не садился в седло по рекомендациям врачей.

3) Бег. Я никогда не мог бегать. Боли в боку, одышка, шум в ушах и другие неприятные ощущения не давали мне возможность пробежать несколько минут подряд. Бег по стадиону на физкультуре в институте был больше похож на пытку – большую часть дистанции я шел, а не бежал.


Но три года назад я круто изменил свою жизнь, решив научиться плавать. В июне 2011г я начал учиться плавать, а в июле 2013г переплыл Босфор.

На Босфоре я пролетел мимо финиша и с большим трудом смог добраться до него, накрутив лишние 2км. Поэтому, огорченный результатом, поехал в Брест на заплыв на 3,8км для реабилитации перед самим собой.


Мне так понравилось ставить перед собой сложные задачи, а потом выполнять их, что я стал искать следующую вершину, к которой можно карабкаться. И после Босфора я нашел новую забаву – триатлон. Теперь к тренировкам по плаванию добавился велосипед и бег. Для пробы я прошел свой первый триатлон в августе 2013г и понял, что не ошибся. Триатлон – это был новый вызов после Босфора, который я бросал сам себе. К сожалению, тут тоже прошло не все гладко – за месяц до старта я получил травму колена, и вся подготовка свелась к плавательным тренировкам. Выходя на старт, я был морально готов сойти, если колено будет сильно болеть. Оно-таки заболело на беге, но до финиша я все же дошел.


Из-за колена, я был вынужден пропустить полумарафон "Осенний гром", который должен был стать моим первым беговым стартом. Заодно распрощался с надеждой успеть подготовиться к Московскому марафону...

На тот момент у меня практически ничего не было из экипировки кроме плавок, плавательных очков и велосипедного шлема, спешно купленного перед спринтом. Я неспешно смотрел зарубежные интернет-магазины, читал литературу и спрашивал советы на Трилайфе. К весне я был практически полностью экипирован. На момент принятия решения о новом витке в своей жизни я, практически, не имел понятия о тренировках. Да и просто базовые знания отсутствовали. Особенно в велоспорте. Тем интереснее было все узнавать.


С точки зрения инфрастуктуры у меня было все идеально. Фитнес с 25-метровым бассейном и два парка в шаговой доступности от дома. В одном парке я бегал по плоскому кругу. Второй парк был более интересен – там была велодорожка с горками, где также можно было и побегать.


Я продолжал регулярно ходить в бассейн. Но теперь вместо длинных отрезков плавал короткие (по 25-50м), работая над техникой. Я рассчитывал до весны поднять технику, а дальше уже начать плавать на выносливость.


Шоссейного велосипеда у меня еще не было, а тренироваться на своем прогулочном 3-х скоростном Стелсе мне показалось бессмысленным. Так что в седло я намеревался вернуться только, когда сойдет снег. А чтобы наработать хоть какую-то форму, планировал раз в неделю ходить на сайкл в свой фитнес. Пару раз ходил на групповые занятия, с которых просто выползал, оставляя под тренажером лужу пота. А потом стал крутить педали на сайкле в одиночестве - так было легче физически и удобнее с точки зрения выбора времени. Но время от времени инструкторы меня оттуда выгоняли, чтобы провести персональные тренировки.


Бегать я опять начал только в октябре, когда, наконец-то, смог более-менее подлечить больное колено. Пришлось начинать с нуля. Стал бегать по 3,5км два раза в неделю, постепенно наращивая километраж. Через неделю после возобновления беговых тренировок сходил в RunLab, где мне подобрали хорошие кроссовки, которые компенсировали мои проблемы с пронацией (о которой я узнал только в магазине). Возможно, это была одна из причин моей травмы...

С ноября мой график тренировок был уже достаточно стабилен – 4 раза/неделю плавание по утрам, 3 раза/неделю бег по вечерам и раз в неделю сайкл после плавания. Только я начал врабатываться, как стал получать невербальные сигналы. Сначала я попал на разбор бега на Трилайфе, где тренер заснял мой бег и полностью его раскритиковал. Дальше я сходил на открытый урок по бегу триатлонного клуба Тригалия, где я узнал о существовании СБУ. После этих двух звоночков, я понял, что ничего не понимаю в беге. Долго думал и в январе взял пару уроков у тренера по бегу Леонида. Но выбор оказался неудачным. Результата и знаний мои занятия с тренером не принесли, но убедили меня, что без наставника результаты будут сильно хуже. Параллельно с этим я познакомился в Фейсбуке с тренером по плаванию Сергеем Лозиным, который согласился писать для меня тренировки. Я стал плавать в два раза больше за тренировку, чем занимался самостоятельно. И к своему большому удивлению справлялся с такими объемами, хотя и с трудом. Я чувствовал, что он сможет поднять мое плавание. Но в то же время чувствовал, что плавание начинает конфликтовать с бегом. Долго раздумывал и в конце января решил сдаться в Циклон. Теперь у меня был один тренер Максим Лаба, который полностью отвечал за подготовку во всех трех видах. Поначалу он оставил прежним мой график тренировок, но полностью поменял их содержание. Почему-то, вместо облегчения мне, наоборот, стало труднее заставлять себя заниматься, имея за спиной тренера. Как будто раньше я занимался для себя, а теперь – для тренера. Но понемножку я адаптировался. Больше всего меня стали напрягать силовые занятия дома (ОФП). Возможно из-за того, что было все очень сильно запущено. А сайкл с тех пор я стал просто ненавидеть – в большинстве случаев я просто не справлялся с заданием тренера. Бегал я на улице всю зиму без перерыва, чего раньше и представить себе не мог. Но мне повезло, минимальная температура не опускалась ниже -20°.

С плаванием оказалась большая засада. Т.к. я несколько месяцев "точил" технику и перестал плавать длинные отрезки, то закономерно получил падение выносливости, которое теперь придется заново восстанавливать. В конце марта, проплыв контрольный километр за 18.56, я констатировал, что стал плыть медленнее, чем перед началом своих занятий на технику. Т.е. с августа по март я топтался на месте, а не шел вперед...


Через несколько месяцев после возобновления беговых тренировок и увеличения километража, я стал чувствовать легкие болевые ощущения в разных частях ног. К началу занятий с Циклоном практически все они прошли кроме болей в левой икре. Икра, наоборот, стала болеть сильнее. Из-за чего пришлось отменить СБУ и срочно обратиться к травматологу. Сильную боль мне сняли, но полностью не вылечили. Так с побаливающей ногой я и бегал несколько месяцев. В конце концов, у меня “нашли” бурсит. После очередного лечения ноге стало значительно лучше. Наряду с плаванием в марте я сделал контрольный забег на 10км. Время меня порадовало – 51.54 (темп 5.11/км). Так быстро я еще никогда не бегал!


В марте уже сошел снег. Я съездил на техобслуживание велосипеда. Там меня порадовали тем, что если бы я к ним не попал, то у моего железного коня были бы большие проблемы со здоровьем. Дальше по плану был БайкФит. Меня 4 часа обмеряли и регулировали велосипед. Изменения я оценить не смог, т.к. до этого только один раз сидел на своем шоссейнике и то не тренировался, а знакомился с его устройством. После БайкФита домой я планировал ехать своим ходом. Эти несчастные 28км я проехал за 2 часа со средней скоростью 14км/ч, и был в состоянии загнанной лошади. За это время я три раза упал, порвал велобахилы и штаны. Моя вера в себя была сильно подорвана.


Вначале я тренировался на велосипеде на велодорожке рядом с домом. Пока я полностью не освоил своего железного коня, я боялся выезжать на дорогу, а вкупе с моей низкой выносливостью поездка куда-либо на трассу вылилась бы просто в проезд туда-обратно, и всё. Я старался выезжать рано утром или поздно вечером, чтобы не пересекаться с народом. Но все равно неадекватное поведение людей на велодорожке просто убивало. Пришлось купить электрический звонок, который меня здорово выручил от возможной потери голоса. Чего стоит один только инцидент с выгулом собаки, когда в темноте собака гуляла с одного края велодорожки, хозяева с другой, а поперек всей велодорожки был натянут неразличимый поводок.


Вскоре, после начала моих вело-тренировок, у меня прокололась камера. От неожиданности я забыл выстегнуть велотуфли и закономерно свалился на землю. Совершенно не расстроившись происходящим, я понял, что это будет мой новый опыт, который мне совершенно необходим. Итог – 45 минут труда и запаска в процессе накачивания... тоже порвалась. Пришлось домой идти пешком. Дома я опять лопнул уже вторую камеру, но за мгновение до этого, успел понять причину своих бед. С третьей попытки я поменял камеру за 19 минут. Понял, что нужно тренировать этот момент.


Однажды я выехал на тренировку в натуральную метель. Вся дорога была в лужах. Сильно замерзли ноги, хотя градусник показывал +5°. Велосипед и вся моя одежда были просто измазаны грязью. Понял, что мне просто необходимы крылья.


Почему-то я думал, что, купив шоссейный велосипед, я сразу смогу ехать со средней скоростью 30 км/ч. Но надежды не оправдались. Первый месяц тренировок я ездил со скоростью 22-24 км/ч, что просто убивало меня. Я никак не мог поднять скорость. Однажды брат рассказал мне, что подсмотрел технику педалирования у велосипедистов, встреченных на дороге. По его словам, ему стало намного удобнее ездить. После этого разговора я полез в интернет и нашел видео правильного педалирования. Я, действительно, крутил педали совсем не так - на сайкле мне сказали, что стопа должна быть все время параллельно полу. Так я и крутил на шоссейнике. В тот же день я отправился на вело-тренировку и был просто поражен приростом скорости. Я увеличил скорость на ~2км/ч, просто поменяв технику педалирования. Попутно получилось держать нужный каденс 85-90об/мин вместо жалких ~70об/мин. Заодно решил проблему с высоким каденсом – раньше, при каденсе выше 95об/мин, я все время подпрыгивал в седле, и долго так не мог ехать. Конечно, все эти чудеса случились не в один день, но за неделю я точно сделал прыжок вперед в освоении велосипеда. Я впервые почувствовал удовольствие от велотренировок. До этого была только обида и злость на свою неспособность держать нужные скорость и каденс. Я начал время от времени ставить впереди большую звездочку, что раньше было немыслимо. Следующим этапом освоения велосипеда была необходимость держаться за тормозные ручки. Оказалось, что я могу держаться за них только 5км, а дальше моя спина начинала требовать отдыха. И приходилось перехватываться за поперечину руля. Постепенно я все больше километров мог проехать, держась за тормозные ручки. Проходили недели и, наконец, я смог проехать всю дистанцию, находясь все время в посадке "на пистолетах". Закрепив успех еще несколькими тренировками, я осмелел и начал иногда держаться за нижние рога. С увеличением дистанции у меня началась новая проблема – начинала сильно болеть пятая точка. Местами просто ОЧЕНЬ сильно. Но постепенно все притерлось, и проблема исчезла. Проходило время, и я ездил на все большие расстояния, с большей скоростью. Тренировался я только на велодорожке рядом с домом. На дорогу я по-прежнему боялся выезжать. Сначала я купил электрический звонок и прокладывал себе дорогу с его помощью. Но, с постепенным ростом моей скорости, звонок перестал работать эффективно. Пришлось снимать звонок и просто заканчивать тренировку все раньше и раньше, соответственно начиная их раньше. Но взаимодействие с контактными педалями по-прежнему шло туго. При любой неожиданности, я обычно падал, не успевая выстегнуться. Апофеозом стало мое падение на месте, когда я просто хотел подвинуться, чтобы пропустить велосипедиста, но велотуфля неожиданно для меня защелкнулась, и я упал. Оказалось, что при этом безобидном падении я умудрился помять петух и погнуть раму. В мастерской все вроде бы наладили, но расстроился я просто жутко. Теперь уже переключение передач никогда не будет идеальным как раньше...


В конце марта мне пришлось пройти проверку на прочность. Мы с тренером долго оттягивали функциональное тестирование из-за болей в ногах. Но время шло, а облечения не приходило. В итоге, в середине марта я пошел крутить велоэргометр в спортивный диспансер. Я узнал свой анаэробный порог (143уд/мин). Порадовался объему жизненной емкости легких – моя ЖЕЛ выросла с 3л (до начала занятий спортом) до 5,55л. А затем меня просто прибили новостью – у меня оказались большие проблемы с кардиограммой сердца после снятия нагрузки. При нагрузке у меня было все хорошо, но, как только я перестал давить на педали и началось восстановление, у меня появилась аритмия сердца. Если врачи не смогут победить мою проблему, то мне грозит полное исключение спорта. У меня был шок. Мир почти рухнул в моих глазах. Я по-прежнему выходил на тренировки, но теперь мне приходилось бороться со своей психологией, с отчаянием в душе. Через неделю пришло время ложиться на обследование в спорт-диспансер. К этому времени я немного отошел и просто решил, что я здоров, пока врачи не сказали обратное. Я договорился, что меня будут отпускать домой на ночь, и вечерами тренировался. На это время пришлось полностью забросить плавание. Через неделю обследований в больнице пришли первые анализы, которые показали, что у меня вирусно-бактериальный миокардит. Мне это ничего не говорило, а врач, который назвал диагноз, обрадовал, что никаких ограничений по физнагрузкам у меня нет. Мне полегчало, и я стал с нетерпением ждать выписки и возвращения к полноценным тренировкам. Но результаты кардиодатчика, который я сутки носил на себе, показали, что у меня время от времени появляется аритмия. Лечащий врач потребовал снизить нагрузку вдвое, а верхнюю границу моего пульса определил в 120уд/мин. Это была катастрофа! Я совершенно не представлял, как я могу готовиться к таким сложным соревнованиям как полуайронмен и марафон на пульсе не более 120уд/мин, да еще уменьшив количество тренировок... Я был просто раздавлен. Тренер мне скорректировал программу, я пил лекарства, тренировался. С удивлением я узнал, что могу бежать более часа на пульсе до 120уд/мин. С велосипедом было сложнее – я старался, но в среднем пульс был около 125уд/мин. А плыть на пульсе ниже 126уд/мин (21уд/10сек) я вообще не мог.


Самое обидное, что про все эти ограничения я узнал за две недели до своего первого старта сезона и, одновременно, первого полумарафона в жизни – "Весенний Гром". Я никогда не бегал более 15км подряд, и упускать столь желанный старт не собирался. Узнав, что ограничение по времени на полумарафоне составляет 3 часа, я посчитал, что могу его пробежать на пульсе до 135уд/мин, уложившись в норматив (по прикидкам я должен был финишировать за 2 часа 40 минут). Когда я сообщил о своем решении тренеру, тот меня не поддержал. А принялся успокаивать и убеждать как ребенка, что такой результат нам не нужен, а здоровье важнее. Скрипя зубами, я был вынужден с ним согласиться, и отказался от участия в этом празднике спорта. А через 3 дня не выдержал и зарегистрировался на Московский полумарафон. Тренер понял, что в этот раз уговаривать меня бессмысленно, но потребовал, чтобы я бежал на пульсе не более 120уд/мин. При таком пульсе мой темп составляет 8.45-9.00 мин/км, что совершенно не достаточно, чтобы уложиться в норматив. Я решил бежать 15км по заданию тренера, а дальше немного поднять границу пульса, чтобы уложиться в 3 часа. В то же время я развил бурную деятельность – ходил по врачам, сдавал анализы, пил лекарства, опять сутки носил кардиодатчик, повторно крутил велоэргометр. И за 48 часов до старта в полумарафоне я получил отличную новость – абсолютно все врачи снимали ограничения на физическую активность! Теперь я мог пробежать полумарафон в свою полную силу. Но за 5 недель сильных ограничений в тренировках, я уже совершенно не представлял свои возможности. Я уже и забыл, как это – бежать, а не ползти со скоростью быстрого шага... Да и сам организм за это время изменился. В итоге полумарафон я пробежал. Но бежал я по заданию тренера на низком пульсе, чтобы не угробить организм уже непривычным ему высоким пульсом. Время – 2 часа 22 минуты. Я совершенно не расстроился таким позорным временем, а воспринимал это как праздник, наслаждаясь каждой минутой. Да и мандраж был перед стартом – все-таки такую длинную дистанцию я еще не пробегал.

После окончания этих передряг я, наконец-то, вернулся к нормальным тренировкам с нормальным пульсом. В июне был супер месяц стартов. Я за месяц успел принять участие в пяти соревнованиях.


Началось все с заплыва на 1 милю в рамках Кубка Чемпионов по плаванию. Впервые плыл в гидрокостюме. Очень понравилось. Люблю такие старты. Проплыл за 33 минуты, и оказался в середине протокола.

Через неделю почти случайно смог попасть на полумарафон "Тушинский подъем", пройдя дистанцию за 2 часа 7 минут. Улучшил ЛР на 15 минут. Но все впечатление подпортила сильная боль в животе, которая появилась за 5км до финиша, и сильно ограничившая мою скорость. Похоже, боль возникла из-за гелей, но точно понять причину её появления не получилось.

Следующие выходные оказались ударные на спортивные состязания. В субботу я плыл 3км на Истре, а в воскресенье стартовал в Московском триатлоне (спринт). И если в плавании я поставил себе неуд за плохое время (1 час 3 минуты), то спринт (0,75км–20км–5км) я прошел на отлично за 1 час 23 минуты, получив массу удовольствия.

Через две недели я поднял соревновательную планку, приняв участие в триатлоне в Бронницах на олимпийскую дистанцию (1,5км-40км-10км). Я впервые смог посидеть на колесе, и у меня просто дух захватывало от скоростей, пролетающих мимо метеоров, от того, как "поезда", к которым я прибивался, прошивали одиночников.

Но на беге, практически в самом начале этапа, я опять заполучил сильную боль в животе и тупо добегал. Уже не думая о скорости, времени. Бежал так, как позволяла боль. Понял, что дело все-таки не в гелях, поскольку я их забыл взять на велоэтап, а легкая боль появилась еще на велике. Нужно было срочно что-то решать, и я побежал по врачам. Но ни в НИИ Гастроэнтерологии, ни в спортивном диспансере мне ничем не смогли помочь. Только удивленно выслушивали мой монолог, и разводили руками... Неожиданно, после Бронниц я стал ехать быстрее и эффективнее в гору. Я так сильно упирался в Бронницах, чтобы усидеть на колесе на олимпийке, что, незаметно для себя, поднял свой уровень.


В начале июля я упросил тренера и пробежал уже третий полумарафон за сезон – 1-й Абрамцевский полумарафон. Я впервые бежал в полную силу всю дистанцию. Было большое удовлетворение от победы над невзгодами. Финиш с радостью в душе и напряжением на лице. Время 1 час 52 минуты, и опять улучшение ЛР на 15 минут. Боли не было, и это была важная победа перед главным триатлонным стартом сезона – Half-Ironman в Выборге.

Организаторы старта в Выборге заставили сильно поволноваться – месяц проходил за месяцем, а регистрация все не открывалась. Я судорожно стал искать запасные варианты – Эстония, Финляндия, Польша, Италия. Но, к счастью, за несколько дней до дедлайна, который я мысленно поставил для организаторов, регистрация открылась. Я был в числе первых зарегистрировавшихся и отхватил красивый номер 55.


У меня уже давно все было готово, кроме лежаков. Лежаки-то были, но подлокотники расположены слишком далеко для меня, и угол в локте был намного больше 90°. Я долго не знал, как решить эту проблему. А потом придумал поставить железные полоски на руль параллельно велосипеду. Тогда расстояние до подлокотников можно сделать любым. Несколько недель я искал, где такое можно купить и, в итоге, нашел. Но вес этих двух железок меня очень смутил – теперь велосипед весил почти на 2кг больше, и выглядела конструкция очень некрасиво. Но другой альтернативы не было. Однако за пару недель до старта я случайно в интернете увидел крепление велофляги на руль. У меня тут же появилась идея, что можно с помощью этого крепления передвинуть подлокотники назад. Судорожный поиск крепления, покупка, решения ряда технических задач и… бинго! Лежак прикручен, велосипед легкий, подлокотники на удобном расстоянии.


За две недели до старта я впервые поехал на велотренировку не на свою приевшуюся велодорожку, а на шоссе в сторону а/п Домодедово. Была задача сделать брик – 100км на велосипеде и 12км бегом. Было страшно. До этого максимальный рекорд дальности на велосипеде был чуть больше 70км. Но мандражировал я больше из-за того, что поеду по шоссе. Хотя умом я понимал, что я уже нормально владею велосипедом, но первый раз он всегда первый... Все было хорошо, пока я не уперся в пробку. Я впал в ступор. Мне почему-то показалось, что пробка будет тянуться до аэропорта. Сначала думал повернуть назад и больше на шоссе не ногой. Но затем, решил все точно разведать. Пробка оказалась из-за аварии. Пытаясь объехать пробку по обочине, попал в песок и упал. Сильно ободрал ногу в двух местах, и что хуже – ободрал левую руку около локтя. Теперь на лежаке приходилось устраиваться с особой осторожностью. Вообще, на лежак я только недавно стал ложиться, и, конечно, было тяжеловато долго находиться в аэропозиции. Но ощущения полета были незабываемые – я несусь по дороге, никто не мешает, никаких людей, собак, роллеров, колясок. Только после этого брика я поверил в свои силы, и уже точно знал, что дойду до финиша в Выборге.


Два раза в конце велотренировок, я учился на ходу влезать и вылезать из велотуфель, а также запрыгивать на велосипед. Конечно, вначале все шло наперекосяк, но в конце стало все более-менее получаться. Хотя запрыгивать на велосипед удовольствие ниже среднего...


Всю неделю до старта у меня были пониженные нагрузки, и я ждал ощущения легкости. Но легкость не приходила, вместо неё была почему-то усталость...

2. Статистически-эмоциональное отступление

В этом году я тренировался 243 часа, в среднем по 8,5 часов в неделю, максимум 13,5 часов в неделю.

Триатлон хорош разнообразием. И каждый этап я ощущаю по-разному. Плавание – совершенно рутинное действие. Я сам стараюсь его хоть как-то раскрасить, пытаясь залезать вперед, чтобы побольше потолкаться. К сожалению, прогресс в плавании встал, и за последний год я не улучшил свои результаты.

Велогонка – для меня источник драйва и самая яркая составляющая триатлона. Несмотря на достаточно средние успехи, я всегда получаю максимум удовольствия от этого этапа.

Бег – самый мой нелюбимый этап. И если в чистом беге у меня отличный прирост результата и море удовольствия, то бег в триатлоне обычно сильно напрягает. Скорее я привык, что у меня на беговом этапе каждый раз что-то начинает болеть (два из трех триатлонных старта).

3. Москва – Выборгмен

В пятницу вечером быстренько собрал все вещи. При распечатке электронных билетов на поезд меня прошиб холодный пот – оказалось, что я перепутал время отправления из Москвы в Питер и обратно. Поезд отправлялся на два часа раньше, чем я думал. К поезду успел, но моя ошибка заставила напрячься. На вокзале встретился и познакомился с Андреем, с которым мы купили билеты на поезд в одном купе плацкартного вагона. Как только объявили посадку, мы сразу зашли в вагон, чтобы быстренько разместить велосипеды, но наши соседи по купе были уже на месте. Тут начался аттракцион по закидыванию двух велосипедов в чехлах на третьи полки. Мы их долго крутили, вертели, засовывали под настороженные комментарии попутчиц. Для успокоения себя и женщин Андрей еще привязал два ремня между верхними полками. Незадолго до отправления поезда пришел долгожданный Максим и нежданный Женя. Быстро познакомились. Так вместе и провели выходные вчетвером. Поезд-метро-электричка. Вот мы и в Выборге. Быстро расселились по своим отелям. Оказалось, что мы с Максом будем жить в одном отеле – на корабле "Короленко". Вообще было ощущение, что на корабле живут одни триатлеты.

Закинув вещи, мы с Максом пошли получать стартовые пакеты. На обратном пути зашли в стартовый городок, где я сразу направился к палатке ремонтиков. За сутки до отправления я случайно заметил, что у велосипеда погнуто седло. Спешный обзвон магазинов, в поисках седла нужного размера не дал результатов. Я понадеялся, что мне его починят в Выборге. Но ребята сказали, что седло лучше не трогать – может быть только хуже. Подсказали адрес местного магазина, куда я так и не добрался... Решил, что теперь не буду запрыгивать на велик после первой транзитки, чтобы совсем не сломать седло, и понадеялся на удачу.

Вечером я сагитировал Макса сплавать со мной в заливе, в котором завтра будем соревноваться. Удивительно, но цвет человеческой кожи в воде выглядел красноватым. Очень необычно. Видимость в воде была плохая. Пытался пару раз потренироваться драфтить за Максом, но быстро терял его из-за плохой видимости. Почти доплыв до моста, Макс удивил меня, встав на ноги. Оказалось, что прямо по курсу завтрашнего заплыва есть большой камень, лежащий на 10-20см ниже уровня воды. Неприятный сюрприз может для кого-то завтра получиться... После моста развернулись и поплыли обратно. Всего наплавали 1,5км в легком темпе. А после плавания мне стало плохо. То ли плохо вытерся после плавания, то ли психологически напрягся, то ли еще что. Начало потряхивать, появились сопли, потливость, общая слабость. Ну, думаю, – приплыли. В таких случаях часто мне помогает ударная доза витамина C. Поэтому побежал в аптеку и купил аскорбинку. Заправился витаминками и запретил себе думать о плохом. До полуночи читал всякую фигню, чтобы отвлечься. Никак не мог собрать волю в кулак, и начать собираться к гонке... Понимал, что как только лягу, то после подъема будет уже сразу соревнование. И невольно пытался отсрочить его, откусывая от ценного времени сна.

4. День Х

Подъем в 6.40. Недомогания как не бывало. Быстрый завтрак кашей из пакетика, как научил меня на Брестском заплыве Юрий Купоров. Сразу одеваю стартовый костюм, тапочки и неспешно иду в транзитку. Мне повезло – место велосипеда оказалось козырное – не надо будет далеко бежать за своим конем. Быстро поставил своего друга в стойло, развесил мешки. Нарезал несколько кругов по транзитке, запоминая что там и где. Поглазел на других лошадок. Поочередно столкнулся со старыми знакомыми – Юрием Купоровым и Александром Евсиковым. Познакомился с Димой Шаульским. Удачно был пойман и проинструктирован тренером на предмет намазывания гидрика, чтобы он быстро слезал. Одел гидрик и пошел на старт. В воде уже полно народу. Тоже полез разминаться. Как всегда, вначале перехватило дыхание. Вработался. Поплавал. Вернулся на сушу. "5 минут до старта" – предупредили динамики, и я полез занимать место. Но все хорошие места расхватали более опытные товарищи. Пришлось встать в первую линию, но сильно левее, чем хотелось бы.

СТАРТ! И понеслось. Везде мельтешат руки. Хорошо первый буй виден отлично, плыву на него. Получаю подзатыльники, сам раздаю. Несколько раз сам себе дал по морде чужой рукой – не специально ударял чужую руку, и та, изменив траекторию, давала мне плюху. Весело плывем. Подплываю максимально близко к бую, готовлюсь к мясорубке, но желающих нет. Дальше цель – правый пролет моста. Смотрю, правее меня плывет парень. И меня неудержимо стало к нему тянуть. Раз в него воткнулся, другой, третий. Неудобно стало. Я от него пытаюсь отплыть, но опять в него тыкаюсь. Что-то у меня навигация забарахлила. Но затем он ускорился, и проблема решилась. Помню о вчерашнем камне, пытаюсь его высмотреть. Но ничего не видно. Тогда стараюсь руку вкладывать помягче. Пока я думал о подводных камнях, заметил, что справа люди вдруг стали идти пешком, а не плыть. Я удивился, но решил плыть, а не идти. Где-то читал, что плыть быстрее, чем идти по колено в воде. Тем более рукой я до дна не доставал.

Плыву дальше, уже остров хорошо виден. Меня пытаются обойти справа, а затем вдруг резко тормозят. Я поднимаю голову и вижу, что справа от меня буквально в 20см стоит большой высокий валун. Повезло. Засмотрелся на остров и чуть не впечатался в камень. Поворачиваю к острову, но вижу, что все продолжают плыть дальше вперед. Не понимаю, куда это все намылились. Всматриваюсь вперед, но ничего не вижу. Озадаченный, решаю плыть за всеми.

Но скоро мои сомнения разрешаются – я увидел еще один буй, который надо обогнуть. Небольшая толкотня у буя, и вперед на остров. За пару десятков метров до выхода из воды включаю ноги, быстренько поднимаюсь на сушу. Пытаюсь изобразить бег. Опять вход в воду. Два спуска на выбор. В дальний бегут двое, а ближний свободен. Я бегу в свободный, прыг, и я опять в воде. Хотел плыть максимально близко к берегу, но смотрю, что все почему-то плывут поодаль. Решаю не рисковать пораниться об отмель, и тоже подальше отплываю от острова. Подплываю к набережной и плыву вдоль неё. Вот и опять мост. Под мостом плывем с одним пловцов бок о бок с одним темпом. На каждый свой вдох я вижу проносящуюся его руку над своей головой. "Прикольно" – подумал я. А когда попытался поднять голову, чтобы увидеть направление движения, закономерно получил по башке. Думать надо, однако. По-прежнему плыву вдоль набережной. Впереди ничего не вижу, как не пытаюсь. Вскоре вижу, что основной косяк сильно левее меня. Решаю подгрести к нему поближе и уплываю от набережной. Только я влился в косяк, уже виден финиш.


Быстро влезаю по лестнице и пытаюсь бежать. По дороге расстегиваю наполовину гидрик, сую шапочку и очки в рукав. Бежать босиком с мокрыми ногами по брусчатке получается не особо быстро. Но я стараюсь, даже вроде кого-то обгоняю.

Влетаю в транзитку, быстро хватаю свой мешок, и бегу в шатер. Там я паркуюсь около выхода, чтобы в велотуфлях пришлось меньше бежать. Смазанный гидрик снимается очень быстро. Пока доставал носки и велотуфли, успел пару раз вытереть грязные ноги друг об друга. Носки-велотуфли-очки-шлем. Запихиваю гидрик в пакет. Кидаю мешок волонтерам и, цокая ботинками, бегу к своему коню. Осторожно залезаю на него после черты и вперед!

Ехать пока быстро не получается. Повороты, ямы, лежачие полицейские. Жду, когда же будет выезд из города. На очередном лежачем полицейском у меня выпадает бутылка, и я по ней проезжаю и чуть не падаю. Решаю не терять времени на остановку и еду дальше. Вообще, я взял с собой две бутылки по 0,9л. На тренировках мне этого было впритык на такую дистанцию. Теперь надеюсь на пункты питания. Через 10км после старта велоэтапа отрывается номер от пояса. Воды, надеюсь, мне хватит, а вот без номера не снимут ли с дистанции, не знаю. Поглядываю на чип – но он вроде хорошо держится. Надеюсь, что неприятностей больше не будет. Ну-ну... Решаю, наконец, съесть первый гель. Может и надо было чуть пораньше, но я чувствовал, что живот еще не отошел от плавания. Дальше по плану питания, ем каждые 40 минут по гелю. На 12-м километре мимо меня пролетает Макс. Кручу дальше. Меня обгоняют, а я – нет. Хотя кручу хорошо, скорость стабильно за 30 км/ч, что для меня вообще отлично. В горки я не особо тружусь, а вот на спусках стараюсь выкладываться. Время от времени ложусь на лежак, когда дорога ровная и без выбоин.

Но все равно на одной из выбоин левый лежак не выдерживает, и ломается. Я пытаюсь на ходу подкрутить болты, но бесполезно. Теперь у меня скособоченная аэропозиция – правая рука на лежаке, а левая на тормозной ручке. Пытался левой держаться за поперечину руля, для уменьшения поперечного сечения, но быстро понял, что левая рука долго так не выдержит. Не особо расстроился, но малость обидно. Теперь боюсь лежать на лежаке, если есть неровности на дороге – если сломается и правый лежак будет совсем плохо. К сожалению, дорога часто изобилует неровностями, маленькими ямами, плохим асфальтом и т.д.

На 35-м километре слетает цепь. Останавливаюсь и быстро одеваю обратно. Но впервые 5-километровый участок я прошел со скоростью ниже 30км/ч (у меня часы показывали время прохождения каждые 5км). Наконец вижу разворот. Кричу свой номер и добавляю, что я его потерял. Теперь девушки с бутылками. Кричу, что мне надо сразу две. Но смог выхватить только одну. Хорошо, что чуть дальше была еще одна девушка – у неё я забираю вторую бутылку. Первую я наполовину выпиваю, наполовину выливаю на себя. А вторую бутылочку ставлю в свободное крепление. Пью теперь только из бутылочки, берегу воду в бачке. Но на одной из колдобин бутылочка выпадает. Ничего, пока воды хватает. На 50-м километре опять приходиться останавливаться из-за слетевшей цепи. И опять средняя скорость на 5км ниже заветных 30км/ч. Несколько раз на встречке видел группы и группки велогонов, при том, что драфтинг запрещен. Неприятно. Думаю, что делать с водой. Решаю немного раскрутить свой бачок, чтобы потом смог одной рукой его раскрутить, и долить воды из бутылочки на ПП. Раскрутить-то раскрутил, но рано. При каждой попытке попить, проливаю бесценную влагу на асфальт. Наконец ПП, опять хватаю две бутылки. Одну заливаю в бачок, другую выпиваю. На 56-м километре я ловлю поезд на переезде. Ну, вообще-то, не совсем ловлю – при подъезде к переезду вижу хвост поезда, стоящих машин и велосипедистов. Приходится сбрасывать скорость, и тихонечко проехать. Только проехал переезд, меня обгоняет соперник на MTB. То, что я почти никого не обогнал, я не особо напрягался, то этот факт меня малость обидел. Опять ПП, опять беру две бутылки, опять доливаю в бачок. Осталось только вернуться в город. Тут начинает что-то побаливать под левой коленкой. Я пытаюсь растянуть это место, опуская пятку вниз. Ненадолго помогает, затем вновь повторяется. Так и ехал, растягивая ногу. На 66-м километре меня обгоняет Александр Евсиков. Я удивленно кричу ему вслед: – "ты где раньше был?". "Плохо выплыл" – отвечает он. Я удивлен, думал, что он давно уже впереди. Где-то на 70-80км меня обгоняет иностранный гонщик с козырным номером №1, на карбоновом самолете, с крутыми колесами, аэрошлемом и т.д. Но обгоняет меня на несколько метров и встает. Я ускоряюсь и обхожу его. Затем он меня обходит, и, все-таки, уезжает. Радовался, что хоть немного поборолся с крутым породистым велосипедом.

Вообще, ситуация с этим товарищем и обогнавшим меня МТБшником показало, что главное – это ты, а велосипед вторичен. Левая нога под коленкой опять начала буянить. Случайно трогаю левый трицепс, и понимаю, что он совсем мертвый из-за скособоченной аэропозиции. Молодец, выдержал сколько было надо. Хорошо, что трицепсы на беге не особо нужны. И тут прерываются мои измышления, т.к. на 85км у меня кончается вода. Совсем! А пить очень хочется. Надеюсь на разворотный ПП. Но там кричат, что вода кончилась, и предлагают RedBull. Отказываюсь от непонятной штуки. Остается только терпеть до бега. Скорость начинает падать. И если первые 60км я ехал хорошо, держа в среднем вожделенные 30км/ч, то дальше все было печально. И чем дальше, тем печальнее... Вот уже въехал в город, спидометр показывает пройденные 90км, а транзитки все нет. Не знаю, когда начинать вытаскивать ноги из туфель. И тут начинается брусчатка... Уже не до красивостей, главное не упасть. Сжимаю зубы и подпрыгиваю на камнях.

Вот и вышло, что я тренировал-тренировал запрыгивание-спрыгивание с велосипеда, а использовать свое умение не пришлось. Всего за велоэтап съел 4 геля арены, выпил 0,9л своей воды и взял 6 бутылок с ПП.

Слезаю с велосипеда у черты, бегу ко входу в транзитку и тут вижу воду для бегового этапа. Не раздумывая хватаю бутылку из рук волонтера. На входе у меня принимают моего коня. Несусь с мешком в транзитку, по дороге пытаясь напиться. В этот раз я переодеваюсь в начале шатра, чтобы меньше бегать в велотуфлях. Быстро переобуваюсь, козырек на голову, мешок кидаю волонтерам. Гели у меня за спиной, куда я их положил еще перед стартом плавания.


Бегу. Стараюсь замедлиться, чтобы не переусердствовать вначале. И тут, пробежав всего 1км, у меня заболел живот. Все в том же самом месте, как на полумарафоне и олимпийке. Я в ауте. Что делать? Мне, что, еще 20км бежать с болью??? Впервые на соревнованиях позволяю себе перейти на шаг. Стараюсь продышаться, растянуться, нажимаю на болевой очаг. Но эффекта ноль, а впереди еще 20км... Делать нечего, перехожу на бег. Медленно ползу по дистанции с темпом около 7 мин/км. Ускориться не вариант. На часы больше не смотрю, чтобы не расстраиваться. Только иногда поглядываю, сколько еще километров осталось. Время от времени перехожу на шаг. Вот что значит психология – один раз перешел на шаг, и теперь сложно себя заставить только бежать. Самое обидное, что при переходе на шаг не особо-то и отдыхаешь, а опять бежать совсем не хочется... Все время была какая-то мозговая война. Один внутри меня говорил – "Надо бежать. Не позорься. Ты можешь. Чем быстрее ты будешь двигаться, тем раньше перестанешь мучиться болью". Другой оппонировал – "Тяжело. Больно. Давай тут перейдем на шаг, или вон там вот". И тут я увидел горку. Я бы сказал, что это даже не горка, а какая-то пешеходная Сочи (кто был в Крылатском, тот поймет). При виде неё сразу захотелось перейти на шаг. Но я решаю до неё добежать, а по ней уже идти. В начале горы парень несмело предлагает полить из бутылки. Я с радостью киваю. Он переспрашивает. Я пытаюсь выдавить из себя "да", и... уже пробегаю мимо возможности охладиться. Обидно. К сожалению больше у горки я его не видел. Бегу дальше. Вбегаю в парк, где мне волонтеры одевают первую резинку. И тут меня просто клинит. Я смотрю на резинку и понимаю, что мне нужно получить еще целых ТРИ. Еще три круга бежать ползком. Совсем падаю духом... Дальше мозг выключается, и я просто двигаюсь на автопилоте с разрешенной болью скоростью. В парке постоянно встречается дядечка, который на каждом кругу тихо-тихо успокаивающее шепчет: – "потерпи". Похоже у меня совсем потерянный вид...

По-прежнему, время от времени перехожу на шаг, включая горку. Мимо меня проносятся вереницы радостных бегунов. Постоянно беру воду на всех ПП. Стараюсь брать по два стаканчика, иногда умудряюсь брать и три. Пью, обливаюсь. Съел первый гель после 30-40 минут бега, а затем решил перейти на бананы с ПП. Если все равно болит живот, то бананы-то поприятнее будут. Медленно, но верно ползу к цели. В середине дистанции поясница и спина начинают подавать сигналы о сильной усталости и перегруженности. Смотрю на себя, и вижу, что у меня все штаны в солевых разводах. Ничего себе, никогда такого не наблюдал. Присматриваюсь к другим – вроде не я один такой. Необычно.

За 5км до финиша решаю посмотреть на время и удивляюсь – если я смогу пробежать 5км с темпом 5мин/км, то еще могу вписаться в вожделенные 6 часов. Но я понимаю, что сегодня это не реально... На последнем круге случилось необычное – я смог обогнать пару человек. Обогнал пешеходов, но все равно приятно. Значит, не только мне хреново. А то очень уж сильный был диссонанс между моим самочувствием и внешним видом окружающих бегунов. А одна девушка сильно подняла мне настроение – при пробегании мимо тонированной машины, она остановилась и стала поправлять макияж! На подходе к горке меня догоняет парень в новой форме Трилайфа. Вместе ползем по горке, делясь ощущениями. Оба думаем в следующем году замахнуться на IronMan, и обоим очень тяжело. Но у меня на две резиночки больше! На последнем ПП беру воду, но она оказывается теплой. Не только люди перегреваются... Наконец-то транзитная зона. Я сиплю – "где финиш?". Сворачиваю к финишной арке. Всё!

Сил нет. Мне вешают медаль, и я бреду в поисках еды-воды. Очень хочется выпить что-нибудь сладенького. Но есть только вода и пицца. Воду выпиваю залпом около литра, но не помогает. Пицца не лезет в горло. Тут замечаю у некоторых футболки. Пошел к девушкам за футболкой. Но оказалось, что мой размер уже закончился... Вспоминаю, что на всякий случай оставил деньги в сумочке велосипеда. Бегу за ними, чтобы купить что-нибудь вкусненького. Но меня не пускают, т.к. я потерял номер. Я уж и так и эдак прошу. Ни в какую. Прошу позволения хотя бы взять 100рублей из велосумочки. На это мне волонтер протягивает свои сто рублей. Беру с благодарностью, и пытаюсь опросить местных жителей на предмет покупки кваса поблизости. Но мне говорят, что кваса я не найду. Возвращаюсь к транзитке и случайно замечаю палатку, в которой кому-то протянули Coca-Cola. Я тоже хочу и получаю заветную баночку. Денег почему-то с меня не взяли. Тут же стоят две тарелочки с нарезанным арбузом и дыней. Один товарищ усиленно поглощает арбуз. Я попробовал – жестковат. А вот дыня пошла в самый раз. Там мы и стояли вдвоем, поглощая арбуз и дыню. С трудом отрываюсь от дыни – надо и другим оставить. Иду к своему кораблю, чтобы предъявить фотографию велосипеда волонтерам–стражам транзитки. Встречаю тренера, который советует охладить ноги в воде. Интересная мысль, сам бы не догадался. Хорошо-то как в воде. Жаль гидрика с собой нет – а то просто полежал бы звездочкой...


Итог – дистанцию прошел, но боль на беге сильно подпортила впечатление от соревнования.

Итоговое время – 6 часов 11 минут 32 секунды.


41-й из 54-х в группе М30-34 (был быстрее 24%) и 193-й из 257 в абсолюте среди мужчин (был быстрее 25%).