Первый Триатлон
(Триатлон-спринт VestaBank 3sport 25.08.2013г.)
(Рассказ №3)

Про триатлон АйронМэн я когда-то давно читал, но меня это не зацепило – очень уж это были фантастические цифры километров, которые нужно преодолеть. Но, готовясь переплыть Босфор, я наткнулся на сайт Трилайф. И многочисленные отчеты про победу над собой впечатляли и звали за собой. И я решил, что обязательно попробую триатлон после Босфора. Выбор пал на Триатлон-спринт VestaBank 3sport.


Но практически сразу начались злоключения. За месяц до старта я перетренировался в беге и получил травму левого колена. А через неделю, попытавшись потренироваться хотя бы на велосипеде, усугубил травму, да еще травмировал и второе колено. Колени то проходили, то снова наливались болью весь месяц. В итоге: последний раз я бегал за месяц до старта, а крутил велосипед – за 25 дней до старта. Так что я решил, что на соревнование поеду, но буду велосипедить и бежать легонько, чтобы не сойти с дистанции. Купил защитные наколенники для помощи коленкам.


Вторая проблема – это велосипед. Я катаюсь на прогулочном велосипеде Stels Navigator 380, т.к. когда я покупал велосипед, то мог ездить только в сидячей посадке, чтобы не болела спина. На соревнование я думал взять шоссейник напрокат. Но пока я раздумывал над логистикой аренды (когда брать, успею ли в день старта взять велик, можно ли ставить велик в транзитку накануне), узнал, что все велосипеды уже забронированы. Однако у меня был запасной план – я договорился с братом, что он даст меня свой горный велик. Но неожиданно для меня брат именно в день старта собрался уехать в Европу на велопокатушку. Узнал я об этом буквально за пару дней до старта. Варианты у меня кончились, и я поехал на старт на своем 3-х скоростном Стелсе.


В связи с этими проблемами я решил пересмотреть свой план на гонку. Изначально я планировал проплыть 750м за 20 минут, проехать 20км за 64 минуты и пробежать за 28 минут. С учетом транзиток, хотел выбежать из 2 часов. Но теперь решил, что задача максимум – просто финишировать и не сойти.


За день до старта я ездил на брифинг и получил пакет участника. А добираясь домой, сильно замерз. Это сподвигло меня пересмотреть одежду на гонку. Сначала я думал ехать и бежать в футболке с коротким рукавом, но теперь решил ехать в более теплой футболке с длинным рукавом, а с коротким одеть только перед бегом.


Всю ночь накануне старта мне снилась гонка. Подъем в 6 утра, завтрак, и я вместе со своей группой поддержки в лице папы грузимся в машину. Велосипед удалось втиснуть, не снимая колес. Приехали достаточно рано, посидели в машине, я погулял по палаткам около транзитки, посмотрел, что предлагают в помощь триатлетам. Открыли транзитку, и мы начали доставать велик из авто. Оказалось, что втиснуть-то мы его втиснули, а обратно достать никак не можем – застрял. Начали откручивать переднее колесо, но, в тесноте машины и начинающейся паники быстро не смогли разобраться, как разжать тормоз, который не давал нам вытащить колесо. В итоге мы его все-таки вытащили, но понервничали изрядно. В процессе погрузки-разгрузки помяли железные крылья, но быстренько отрихтовали руками. Дойдя до транзитки, я стал показывать папе трассу и рассказывать что да как. Тут мой “крутой” велосипед засек главный судья, и усомнился, что такое можно допустить до соревнования. Но посмотрев на нас, и подумав, разрешил. "Только снимите багажник" – потребовал он. Я нагнулся, чтобы посмотреть какая нужна отвертка, и понял, что это провал. "Там нужны шестигранники" – промямлил я. Еще раз окинув нас взглядом и вздохнув, он махнул рукой и сказал в рацию: "В транзитку разрешаю пропустить 365 номер". Я выдохнул. Честно говоря, я боялся, что меня не допустят, и специально писал организаторам. Но они мне отписались, чтобы я смотрел на сайте требования к велосипедам. А на сайте не было ничего сказано, про то что можно только горные и шоссейные...


Закруглившись с осмотром трассы, я пошел ставить велосипед в транзитку. Дождавшись своей очереди на осмотр велосипеда и шлема на моей голове, я был опять остановлен вопросом: "А где второй тормоз?". Я ответил, что второй тормоз у меня ножной, а на руле только один. Там впали в ступор, и побежали к главному судье за разрешением. Опять увидев меня, он сразу махнул рукой - "Пропустите его". Найдя свое место, и подвесив велосипед за седло, я стал вдумчиво раскладывать вещи для велоэтапа. Для бега я решил только сменить футболки. Решил, что буду одевать снизу вверх. Шорты, наколенники, футболка. Ну и полотенце сверху. Кроссовки со всунутыми и заранее подвернутыми носками. Номер на руль. Шлем туда же. Очки в шлем. Решил, что не буду одевать датчик пульса к своему Гармину на плавание, чтобы не потерять, а одену на транзитке. Специально поставил бутылку с водой, чтобы промочить контакты пульсометра. Еще раз все просмотрел, и продумал. Вышел из транзитки и намазался кремом в тех областях, где плавки могут мне натереть ноги. Вот теперь я готов. Осталось только раздеться и прыгнуть в воду.

Но температура воздуха 13° не располагала к преждевременному оголению. Особенно, если учесть, что я плыл без гидрокостюма в одних плавках. На соревновании было 3 стартовые волны, и я был во второй, как и все мужчины и эстафетчики (разница между волнами была 5 минут).

Дождавшись старта первой волны, я уже без раздумий быстро стянул одежду и отдал папе (Будь я один, пришлось бы мне отдавать одежду в камеру хранения, и потом мерзнуть в плавках на ветру). В воду заходить категорически не хотелось, и я оттягивал этот момент по максимуму.

Увидев, что большинство уже в воде, я плюхнулся к ним, ожидая старта. Вода, к удивлению, была тепловатой как в бассейне. Я стал медленно подплывать к передним рядам, и вдруг неожиданно раздался сигнал, и все ломанулись вперед. Я за ними.

Впервые плыл в такой куче людей – очень непривычно. Я все ждал, когда же по мне будут плыть люди, но проходило время и ничего такого не происходило. Люди были везде, однако всё было достаточно корректно. Что для меня было особо важным – буи были большими и хорошо видимыми. Я плыл в толпе достаточно комфортно некоторое время, а потом как-то подустал. Гребки явно замедлились. "Нечего себе, только начали плыть, а я уже устал" – подумал я.


Но вскоре, я поймал второе дыхание и поплыл вперед со своей нормальной скоростью. Долгое время не мог сделать нормальных вдох – все время вода попадала в рот. Вдруг начал обгонять людей. Никак не мог понять – если я плыву быстрее, то почему я их обгоняю только сейчас? Наткнулся на брассиста, который плыл впереди меня с моей скоростью. Я сначала поуворачивался от его ног, а потом решил немного отклониться в сторону, чтобы не рисковать здоровьем. Поворотный буй я оплывал практически по кратчайшей траектории – мне было интересно потолкаться. Но контакта не произошло. А вот после поворота я потерял ориентацию и поплыл параллельно финишу. Хорошо, достаточно быстро спохватился и вернулся на правильный курс. И тут же попал в коробочку из двух брассистов. Пришлось приостановиться и сменить курс. Ну вот и финиш!

Выбегаю по дорожке из воды, переключаю не глядя часы в режим "транзитка" и понимаю, что не знаю за сколько времени я проплыл. Однако сейчас уже не до этого. Бегу в горку к транзитке, меня покачивает, зрители подбадривают. Забегаю, вытираюсь, одеваюсь. Мочу пульсометр и закрепляю его на грудь. Одеваю шлем, очки, сдергиваю велосипед со стойки и вперед!

Теперь самый сложный для меня этап – я слышал, что на трассе есть длинная крутая 500-метровая горка, которую предстояло преодолеть трижды по числу кругов. Для себя я решил, что если мы с велосипедом не справимся с горкой, то буду вести его. На выходе из транзитки небольшая очередь из садившихся на велик. Но вот и я оседал своего железного коня. И сразу проблема – очки мешаются, а мошек нет (накануне перед стартом прочитал, что на треке много мошек и нужны очки). Пытался очки закрепить на шлеме, но они сползают. Повесил на руль – явно слетят. Тут взгляд падает на наколенники, и мне приходит отличная мысль – я зацепляю очки за наколенники (как показала гонка, идея была отличная – очки в итоге совсем не понадобились, а на наколеннике сидели как влитые). Наконец-то я освободил вторую руку, но после плавания кручу как-то слабовато. Проехал два километра, а уже устал. Кручу дальше. Усталость проходит. Разгоняюсь после очередного спуска, и вижу большую горку. Я сразу понял, что это она! На вершине кто-то уже шел, и тащил велосипед на себе, но в основном люди ехали. Я старался разогнаться пока не кончилась инерция со спуска, т.к. скорость быстро замедлялась. Пришлось работать передачами. 3–2–1. Вот уже я еду на 1-ой передаче, но скорости вообще нет, а я еще замедляюсь. Педали еле проворачиваются. Я встаю, наваливаюсь на руль и тащу этот велосипед на вершину. Зрители подбадривают. Но сил уже нет. Из последних сил я влезаю на вершину! Дальше был ровной участок трассы, но я понимаю, что не могу увеличить скорость и передачу – все силы отдал этой горке (Гармин показал, что я замедлялся на этой горке до 6–7 км/ч, а в среднем в самой тяжелой части горки ехал около 9км/ч). Но, немного погодя, силы вернулись, и я немножко ускорился. А в голове витало – "а хватит ли у меня сил забраться еще два раза?". Очень морально помог участник, который, проезжая мимо меня, выкрикнул "давай-давай". Я очухался. А присмотревшись, увидел, что у него вместо правой руки протез, и мне стало неловко за себя. Я еще ускорился, и ехал с ним вровень какое-то время. Он уехал, а я продолжал крутить. Из-за малого числа скоростей на моем велосипеде, я не мог крутить педали при скорости выше 33-34 км/ч – они банально прокручивались, и я рисковал упасть. Поэтому на спусках я всегда смотрел на спидометр на руле и по нему ориентировался – крутить педали или нет. На спусках и при встречном ветре старался лечь на руль, чтобы улучшить аэродинамику. Меня люди обгоняли пачками. Это было ожидаемо. Но, что меня поразило, так это то, что я умудрялся еще кого-то обойти. Немного, человек 5–7 за весь велоэтап. Но все равно – это вдохновляло. К концу первого круга, меня обогнали на круг профики.

Второй раз на горку опять въехал на зубах. Перед третьим уже появились подлые мысли: – "Ты себе все уже доказал. Ты можешь залезть на эту горку. Давай теперь слезем с велика и зайдем на неё пешком". Но появилась летающая камера, и мне совсем не хотелось показывать свою слабость. А показывать силу я не мог – её просто не было. Но из последних сил, я забрался! В середине велоэтапа мой желудок запротестовал. Я так и не смог идентифицировать, что он хочет – то ли есть, то ли пить. Но что-то он точно хотел, а у меня с собой вообще ничего не было. Зарубка на память. В какой-то момент меня нагнал соперник на горном велике, и мы немного с ним поболтали. В конце пожелали друг другу удачи, и он собрался уехать вперед. Решив, что не сдамся без боя, я ускорился, и вместо планируемого обгона меня, получилось наоборот – я вырвался вперед! Ну вот и конец последнего круга. Подъезжаю к транзитке, спрыгиваю с велика. Максимальную скорость удалось развить 48 км/ч.


На велоэтапе я не особо подмерз, но и не согрелся. Решил, что вообще не буду менять свою футболку на более легкую, поэтому подвесил велосипед и сразу ринулся на выход. Но тут вспомнил про шлем на голове. Вернулся, положил шлем на велосипед и побежал на выход. Тут вспомнил про очки, и пришлось опять вернулся. Положив очки в шлем, я в третий раз побежал на выход из транзитки.


Волонтеры напомнили, что надо перевернуть номер, что я и сделал. Схватил бутылку воды. Первый раз бежал после велосипеда. Ощущения странные – ног не чувствую вообще. Кажется, что не бегу, а ползу. Но, посмотрев через 300м после старта на часы, увидел, что бегу в темпе 5.30 на километр. Для меня это хорошая скорость, а учитывая мои коленки, то вообще запредельная. Так что расслабился и попытался получить удовольствие. Скоро понял, что пить совсем не хочу – сделал пару глотков и отбросил бутылку – её вес меня явно напрягал. Все было хорошо, но через километр левая коленка напомнила о себе небольшой болью. Пришлось бежать осторожнее. Увидел пункт питания (ПП) с водой. Теперь мне хотелось пить. Быстро схватив стакан и продолжая двигаться, я стал пить. Но не увидел мусорки, куда надо кидать пустые стаканы. Пришлось остановиться и аккуратно поставить стакан рядом с ПП. Пробежав после ПП буквально пару десятков метров, я увидел кладбище стаканов, и понял, как нужно было поступать.


Трасса несколько раз делала петли. Каждый раз я с надеждой ждал разворота, но его все не было. Скорость все замедлялась. Меня стали обходить. Но, несмотря на всё, я тоже смог обойти одного возрастного спортсмена. После долгожданного разворота я понял, что теперь точно не сойду. Да еще и не последним приду. На финишной прямой я уже почти хромал. Зрители подбадривали. Рядом ехал мотоцикл, и пассажир снимал меня на видео. Хотелось ускориться, но малейшее ускорение отзывалось болью в колене. На последней стометровке была только одна цель – не перейти на шаг. Скрывать боль уже не получалось, и я гримасничал, но бежал. Ну вот и финиш! Необычная прозрачная медаль на шею и итоговое официальное время 2.01.26.

Мой план так и не сработал. Если на плавании, я и хотел гнать во всю силу, чтобы набраться опыта, то из велосипеда я выжал максимум и еще чуть-чуть. Только бежал я легонько, да и то только после напоминания коленки о себе.


В итоге занял 84 место из 92-х финишировавших в своей возрастной группе М30-34 и 329 место в абсолюте из 362 мужчин.


Мне очень понравилось соревнование, организация, болельщики и все-все-все.

А то, что я не пришел последним, еще больше добавило настроения.